Различные техники художественной отделки поверхностей с помощью дерева были известны еще в древнем Риме. А расцвет этого искусства пришелся на эпоху Возрождения.
Вначале украшались только предметы обихода и мебель, но со временем люди стали применять это искусство и на напольных покрытиях. Так постепенно образовалась отдельная отрасль столярного мастерства, производство художественных паркетов.
Виды художественных паркетов
За времена существования искусства создания художественных паркетов выделились две основные техники: интарсия и маркетри. Помимо различий в производстве, эти покрытия имеют разную износоустойчивость и, конечно же, сложность в укладке.
Интарсия
Интарсия – это создание рисунков разной сложности путем инкрустации деревом по дереву же. На основе выбранного узора подготавливается эскиз, который «разбивается» поэлементно на составляющие. Каждая часть рисунка изготавливается отдельно, из определенного сорта дерева. Параллельно с этим идет подготовка основания из массива, в котором вырезаются пазы под инкрустацию.
Далее идет сборка, в процессе которой кусочки рисунка вклеиваются в основание. Эта работа чем-то напоминает детскую игру «сортер», где фигурки вставляются в подходящие по форме отверстия. Ранее все этапы интарсии производились вручную, мастерами – краснодеревщиками. Сегодня с резкой мозаики и основания для нее чаще всего справляются станки ЧПУ. А вот сборка по-прежнему делается только руками.
Самостоятельно художественный паркет уложить можно, но это могут быть только его модульные варианты. Вы просто покупаете щиты с выложенным рисунком и встраиваете их в основное полотно. Исключение – несложные по конструкции фризы, которые могут быть выложены вами на месте.
[su_label type=»important»]Обратите внимание:[/su_label] [su_highlight background=»#F7D1CD»]художественный паркет, сделанный по технологии интарсии очень износоустойчив, он прослужит вам много лет. Толщина покрытия такова, что позволяет шлифовать его при необходимости.[/su_highlight]
Маркетри
Техника маркетри является поздним ответвлением интарсии, ее упрощенной версией. Узор здесь вырезается из натурального шпона, толщина которого может варьироваться от 0,5 до 1,2 мм. Также, как и для интарсии, под маркетри готовится эскиз с разбивкой на элементы, которые затем вырезаются на станках. Потом мастера собирают картину на клей в одно целое, подобно огромному паззлу.
На готовое полотно, приклеивается специальная бумага, которая делает возможными дальнейшие манипуляции без риска повреждения рисунка. Теперь остается только «посадить» маркетри на основание. В нем предварительно по площади узора выбирается слой древесины на толщину приклеиваемого шпона. После этого бумажный слой удаляется. Так же как и в случае с интарсией, художественный паркет, изготовленный в технике маркетри, может быть уложен без привлечения специалистов. Здесь вам доступны только модули, фризы приобретаются в виде них же.
Художественный паркет в интерьере
Популярность этих покрытий очень велика, даже не смотря на довольно высокую цену. Встретить художественные паркеты можно как в особняках, имеющих огромную площадь, так и в обыкновенных квартирах.
Соотношение узора с размером помещения
Масштабность и сложность рисунка напрямую зависит от площади комнаты. Например, вариант художественного паркета, представленный на фото, «просит» помещение от 20 м2. Выставленная впоследствии мебель не скроет под собой художественный паркет. Кроме того, крупные элементы уменьшают и без того скромную площадь.
Небольшие габариты квартиры, конечно же, не препятствие укладке художественного паркета. Однако они накладывают свои ограничения на выбор рисунка. Чаще это отдельные вставки в паркеты, иногда дополненные фризами по периметру комнаты. На фото – штучный паркет с художественными вставками, выполненными методом маркетри. Подобный ему вариант лучше выбрать, если комната имеет небольшие размеры.
Дерево являет собой широкое поле деятельности для художника. Тут возможна игра на цвете и фактуре древесины, изменение оттенка материала травлением и тонированием. Кроме того, использование дерева с разным углом распила позволяет создавать интересные оптические эффекты. На фото – мозаичный паркет, объемность которому придает разница в цвете элементов и небольшое состаривание темных участков.
И еще один интересный пример. Путем игры с цветом и применения пространственной геометрии художник добился трехмерности узора. Овальный фриз смотрится немного выпуклым, тогда как центр «уходит» вниз. Подобные узоры очень трудоемки в производстве, они требуют тщательного предварительного проектирования и большого мастерства при укладке.
Ой, а я думала, небольшие узоры как-нибудь рисуются просто. А тут вон как все сложно.
Это сколько же по времени займет, 20-ти метровую комнату выкладывать?